Руководствуясь законными опасениями, возникшими у значительной части нашего общества по поводу обязательной выдачи новых цифровых удостоверений личности, мы, настоятели Святых монастырей и исихастерий нашей родины, после усердных молитв, тщательных исследований и глубоких теологических размышлений, выступаем со следующим заявлением.
Это заявление представляет собой необходимый ответ на вопросы, обращенные к нам, и на беспокойство, испытываемое нашими братьями и сестрами во Христе, которые стремятся жить праведно в этом мире. Более того, это считается необходимым, поскольку государство с самого начала не предоставляло гражданам достаточной и адекватной информации о характере, содержании и возможностях новых удостоверений личности, в то время как системные средства массовой информации продолжают издеваться, высмеивать и карикатурно изображать всех тех, кто осмеливается выражать особое мнение по данному вопросу.
Новое цифровое удостоверение личности в том виде, в каком оно было официально разработано, будет не просто служить документом, удостоверяющим личность, но вскоре также будет использоваться в качестве карточки для электронных услуг.[1] По этой причине оно представлено как ценный и практичный инструмент, который упростит повседневную жизнь граждан и сделает работу государства более эффективной.
Однако цена этих преимуществ, по-видимому, чрезвычайно высока. По мере того как развитие цифровых технологий развивается головокружительными темпами, а государства переходят к всеобъемлющей цифровой трансформации, основные права граждан оказываются под угрозой, и человек постепенно оказывается в плену у цифровой системы. Новый тип удостоверения личности представляет собой еще один шаг, который может привести человечество к ужасной реальности.
1. Глобальное управление
Потребность в электронных удостоверениях личности является частью более широких рамок продолжающейся глобализации, продвигаемой международной финансовой системой, различными глобальными организациями и ведущими группами (Всемирный банк, Международный валютный фонд, Всемирный экономический форум, G‑20 и др.). Эти организации навязывают свой политический выбор, оказывая огромное давление на национальные правительства, которые, в свою очередь, оказываются вынужденными уступать и выполнять их указания.
Таким образом, в соответствии с концепциями глобального управления и вслед за достижениями Четвертой промышленной революции (искусственный интеллект, робототехника, интернет вещей и т.д.) общества все больше переходят от физического мира к цифровому. Другими словами, очень быстрыми темпами создается расширенная цифровая система, охватывающая все аспекты жизни современного человека. В таком цифровом обществе наличные деньги будут отменены, в обращении будут находиться только цифровые деньги, а граждане, чтобы иметь доступ к услугам и товарам, обязательно должны будут иметь цифровое удостоверение личности/карту и личный номер.
2. Европейское регулирование
Европейский союз, по крайней мере, на данный момент согласно имеющейся в настоящее время информации, не требовал обязательной выдачи цифровых удостоверений личности для всех граждан Европы, как утверждает правительство. Регламент (ЕС) 2019/1157 Европейского парламента и Совета Европейского союза устанавливает использование цифровых удостоверений личности в качестве проездных документов, но не предписывает их использование во внутренних делах каждой страны.
Как прямо указано на официальном вебсайте Европейского Союза…
«Регламент не обязывает государства-члены выдавать удостоверения личности. Более того, государства-члены по-прежнему будут решать, является ли наличие удостоверения личности необязательным или обязательным».[2]
В то же время тот же европейский регламент позволяет государствам-членам принимать непроездные документы в качестве средства идентификации личности, такие как водительские права (см. пункт 12 преамбулы Регламента). На основании вышеизложенного и по сей день в ряде стран ЕС (например, Франции, Австрии, Дании, Финляндии) выдача удостоверения личности не является обязательной, и идентификация осуществляется с помощью других государственных документов (например, водительских прав, паспорта).[3] То же самое относится и к другим развитым странам мира (например, США, Великобритании, Канаде, Японии).[4]
3. Альтернативные защищенные удостоверения личности
Это правда, что удостоверения личности старого образца, поскольку они устарели и их легко подделать, должны быть заменены другими, более надежными и устойчивыми к фальсификации. Однако такой альтернативой могут быть удостоверения личности, обладающие передовыми и надежными средствами защиты, аналогичными тем, которые используются в водительских правах и европейских банкнотах (печать на специальной бумаге с помощью лазерной гравировки, сложные гильошированные узоры, разноцветные защитные фоны и т.д.). Альтернативные защищенные удостоверения личности могли бы также включать в себя недавно предложенные удостоверения личности, при условии, что они не содержат встроенного микрочипа или личного идентификационного номера.
Однако правительство Греции приняло решение о выдаче электронных удостоверений личности в формате ID-1 с целью полной цифровой трансформации государства и с намерением, чтобы новое удостоверение личности вскоре стало также использоваться в качестве карточки для предоставления цифровых услуг.
4. Цифровое удостоверение личности/карта и цифровой кошелек
С тех пор как впервые появились электронные удостоверения личности (в 1986 году), люди, предвидя опасность ущемления своих личных свобод, энергично реагировали на это, тем самым их выдача была отложена почти на четыре десятилетия. Однако сегодня благодаря настойчивой тактике правительства и самоуспокоенности граждан, цифровое удостоверение личности стало реальностью.
Разница между удостоверением личности нового типа и удостоверением личности старого типа заключается в следующем: а) встроенный микрочип типа RFID (электронное устройство, способное к беспроводной связи (не указано в оригинале), в котором хранятся необходимые идентификационные данные), б) машиночитаемая зона идентификационных данных, в) цифровое хранилище биометрических данных (фотография лица и два отпечатка пальцев) и г) личный идентификационный номер, который вскоре будет введен в действие.
В частности, личный номер, по сути, заменяет все другие персональные номера (идентификационный номер, налоговый идентификатор, номер социального страхования и т.д.) и присваивается каждому гражданину пожизненно, от рождения до смерти, без изменения в случае утери карты.
Это дает, так сказать, гражданину цифровую сущность и следует за ним во всех его действиях. Это ключевой номер для его электронного общения с общественностью и государственными органами, а вскоре и для всех других электронных транзакций с системами, принадлежащими частным структурам.
Благодаря микрочипу удостоверения личности и нанесенному на него личному идентификационному номеру гражданин приобретает возможность более широкого использования электронного управления и упрощенного доступа к цифровым услугам и льготам, предлагаемым учреждениями государственного сектора (Национальная система здравоохранения, Служба государственных доходов, земельный кадастр и т.д.). Таким образом, новое удостоверение личности, которое вскоре появится, будет не просто государственным документом, удостоверяющим личность, но и карточкой для осуществления прав (в области здравоохранения, социального обеспечения, занятости, образования и т.д.) … в точности напоминающей карту гражданина, которая разрабатывалась в прошлом, но так и не была реализована из-за народного сопротивления и отмены решения Государственного совета.
На последующем этапе посредством мобильного приложения Кошелёк удостоверение личности будет в цифровом виде интегрировано в смартфон вместе с другими картами, различными сертификатами и другими полезными личными документами. Поскольку сейчас граждан явно вынуждают отказаться от наличных денег, в ближайшем будущем все их ежедневные транзакции в магазинах, банках, государственных и частных службах, без исключения, будут осуществляться с помощью мобильного телефона, который будет функционировать как электронный кошелек.
Таким образом, гражданин, по сути, всю свою жизнь будет находиться в постоянном онлайн-соединении с цифровой системой. Все будет делаться в цифровом формате: удобно, быстро и эффективно, но по чрезвычайно высокой цене.
5. Процессы, вызывающие серьезную тревогу
Однако в настоящее время остаются без ответа некоторые вопросы, которые с самого начала вызывали большие подозрения у многих граждан и в то же время свидетельствовали о недобросовестности и недостатке демократии в решении этого вопроса государством.
А. Почему правительство в таком важном вопросе не учло волю народа?
В 2010 и 2015 годах были проведены публичные консультации по вопросу о гражданстве, и подавляющее большинство людей (и в обоих случаях процент превышал 90%) заняли негативную позицию; по этой причине государство было вынуждено отступить. Что изменилось с тех пор? Почему вновь не были проведены общественные консультации, как это часто бывает по другим, менее важным вопросам? Более того, почему правительство не признает своего предвзятого решения выдать не просто новое удостоверение личности, а удостоверение гражданина? Действительно, информации было недостаточно, отсутствовала прозрачность и конфиденциальность. Звучала полуправда, делались противоречивые заявления и давались вводящие в заблуждение объяснения. Ярким примером этого является заверение премьер-министра, сделанное всего за двадцать четыре дня до выдачи первых новых удостоверений личности, что эти новые карты не будут содержать микрочипов…[5]
Б. Единственное и беспрецедентное назначение удостоверения личности
Единственным и беспрецедентным назначением удостоверения личности является надежная идентификация гражданина, не более того. Оно должно содержать только необходимую для этой цели информацию, доступную только ее владельцу и недоступную для внешних механизмов, способных обработать или изменить ее. Основываясь на этой самоочевидной истине, Государственный совет своим решением (2388/2019, раздел 4) запретил государству преобразовывать удостоверение личности в удостоверение прав. Согласно этому решению хранение на микрочипе новых удостоверений личности данных, которые «не являются необходимыми для подтверждения личности граждан Греции», является незаконным. Таким образом, установленные документы, удостоверяющие личность, не могут служить удостоверениями прав.
Однако правительство не проявляет уважения к решению Высшего административного суда страны. В последующем (17-2-2023) совместном министерском решении (см. сноску 1) было четко заявлено о своем намерении в ближайшем будущем легализовать хранение других данных (неизвестными сторонами) в новых удостоверениях личности, чтобы их также можно было использовать в качестве карточек для транзакций при использовании услуг электронного правительства.
Правительство могло бы, из уважения к свободному волеизъявлению граждан, ввести необязательную карточку прав, отдельную и четко отличающуюся от документа, удостоверяющего личность, и в то же время избежать применения прямых или косвенных «штрафных санкций» к тем, кто, возможно, не захочет получать ее.
В. Вопрос об отпечатках пальцев
Хорошо известно, что в 2000 году отпечаток пальца был удален из удостоверений личности в соответствии с заключением Управления по защите персональных данных под № 510/17/15-05-2000, согласно которому отпечаток пальца («маркировка») нарушает охраняемую Конституцией ценность человека, поскольку потенциально вызывает подозрения о преступной деятельности («отмеченный»). Теперь, когда отпечатки пальцев возвращаются, фактически в цифровом виде и в двух экземплярах, почему тот же государственный орган молчит? Считает ли он, что ценность человека больше не нуждается в защите?
6. Электронное рабство
На алтарь удобств, предоставляемых использованием новой идентичности, и более общего функционирования электронного управления постепенно приносится в жертву часть личных свобод, и человек оказывается в своеобразном цифровом плену.
А. Слежка и потеря конфиденциальности
Хорошо известно, что каждый раз, когда человек каким-либо образом действует в киберпространстве (с помощью мобильного телефона, интернет-приложений, электронных транзакций и т.д.), он оставляет электронный след, запись, которая фиксирует определенный аспект его личной жизни (персональные данные). Этот след сохраняется в виде информации в электронном архиве (базе данных) поставщика услуг, услугами которого пользовался гражданин. Когда такие следы объединяются, они раскрывают, среди прочего, его поведенческие модели, предпочтения, повседневную или эпизодическую деятельность.
С введением и широким распространением нового удостоверения личности гражданин будет ежедневно пополнять различные базы данных тысячами фактов о своей частной и общественной жизни. Однако в рамках электронного управления эти разрозненные базы данных постепенно соединяются и унифицируются, в результате чего, образуется огромный виртуальный «резервуар», содержащий огромное количество обобщенной информации о каждом гражданине.
Из этого обширного хранилища данных становится возможным, используя Личный номер, в любой момент получить цифровое досье гражданина, содержащее весь набор его личной информации.
…Таким образом, это идеальный электронный файл, который будет постоянно обновляться, автоматически и незамедлительно, поскольку в новом цифровом мире все будет делаться в цифровом формате по всем нашим действиям (какие покупки я совершил, когда я заболел и какие лекарства я принимал, куда я ездил в отпуск и как, сколько денег я потратил, какие сайты посещаю в Интернете, какие книги читаю, в какой партийной организации состою, хожу ли в церковь, часто ли посещаю ночные клубы и т.д.). Таким образом, новое удостоверение личности/карта сможет в цифровом виде отразить всё наше существование и достоверно создать наш личный профиль (социальный, политический, экономический, религиозный, культурный и т.д.).
Это систематическое наблюдение за гражданином, проникновение в самую сокровенную сферу его личной жизни и запись всех его действий способствуют его полному контролю и грубо нарушают гарантированные Конституцией личные свободы и право на неприкосновенность частной жизни. В конечном счете, попирается человеческое достоинство, уважение и защита которого, согласно статье 2 Конституции, должны составлять главную обязанность государства.
Это правда, что в той мере, в какой мы пользуемся телефонами, социальными сетями и различными цифровыми приложениями, мы добровольно раскрываем нашу конфиденциальность и персональные данные. Однако это вопрос личного выбора, который мы можем ограничить или приостановить в любой момент. Удостоверение личности, напротив, является обязательным государственным документом, который сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. Более того, в первом случае любое нарушение использования персональных данных представляет собой незаконное деяние, тогда как во втором случае само государство получает право совершать те же действия, предварительно заручившись нашим согласием с помощью хитрых уловок…
Б. Судьба персональных данных
Учитывая то, как в ближайшем будущем будет действовать новое удостоверение личности, гражданин будет передавать все свои конфиденциальные персональные данные цифровому государству, и это будет равносильно тому, как если бы он отдавал всю свою жизнь. Он также будет доверять их не только исключительно своей стране, т.к. согласно европейскому регламенту 2019/1157, новые удостоверения личности обеспечивают «совместимость на глобальном уровне», а управление его данными может осуществляться даже «внешним поставщиком», то есть какой-либо транснациональной корпорацией.
Действительно, сфера персональных данных покрыта мраком. Кому, в конце концов, принадлежат эти данные? Хранятся ли они только в базах данных на территории Греции или также за рубежом? Кто имеет к ним наибольший доступ, государственные служащие или частные специалисты, которые следят за обновлением и обслуживанием информационной системы новых удостоверений личности? Как обрабатываются наши персональные данные? Какие изменения регистрируются, и как граждане могут быть проинформированы о них?
Как, наконец, получается, что личные данные сотен миллионов людей попадают к так называемым брокерам данных, которые получают прибыль от их использования? И как эти данные затем передаются технологическим гигантам и крупным коммерческим корпорациям, которые также накапливают богатство, анализируя поведение потребителей, предсказывая действия людей или даже манипулируя ими? (Было сказано, что в наши дни самым ценным товаром в мире является не нефть или золото, а данные.) Интересно, обладают ли правительства стран достаточной властью, чтобы контролировать огромный черный рынок персональных данных или направить силу цифровой информации на благо человечества?
Согласно Хартии основных прав Европейского союза (статья 8), «Каждый человек имеет право на защиту касающихся его персональных данных. Такие данные должны обрабатываться добросовестно, в определенных целях и на основе согласия соответствующего лица или на каком-либо другом законном основании, предусмотренном законом. Каждый человек имеет право на доступ к данным, которые были собраны о нем или о ней, и право на их исправление».
Аналогичным образом, в соответствии с Общим регламентом о защите данных (ЕС) 2016/679, который был включен в законодательство Греции Законом 4624/2019, каждый гражданин имеет право знать, какие его данные обрабатываются, кем и с какой целью, и кому они передаются, будь то внутренние или иностранные получатели. Он также имеет право на доступ к своим данным, право на исправление или удаление, право на ограничение обработки и право возражать против их обработки (статьи 12-21).
Однако все эти права сформулированы весьма расплывчато, и их можно легко обойти с помощью двусмысленных толкований и юридических маневров. На практике справедливая и прозрачная обработка данных не обеспечивается должным образом, и гражданин постоянно остается незащищенным, не зная информации, которая его непосредственно касается.
Наконец, следует отметить, что, согласно тому же закону (статья 38), любое нарушение конфиденциальности, доступности или целостности персональных данных является тяжким преступлением и влечет за собой суровое уголовное наказание. Тем не менее, остается сомнительным, преследуются ли на самом деле такие нарушения в судебном порядке или они остаются безнаказанными, когда совершаются под предлогом причастности государственных или частных структур.
В. Безопасность (незащищенность) персональных данных
Наконец, что касается безопасности электронных удостоверений личности, то это миф. Всем хорошо известно, что в цифровом мире нет ничего абсолютно безопасного. И действительно, прискорбно, что, несмотря на широко распространенную международную озабоченность по поводу ненадежности электронных систем, греческое правительство говорит только о «безопасности» и других предполагаемых преимуществах нового удостоверения личности.
Сама физическая карта, ее видимый компонент, не может быть подделана, но сохраненные на ней данные могут быть перехвачены простым прохождением мимо хакера, оснащенного считывающим устройством и средствами расшифровки («кража личных данных»). Вот почему сегодня так широко распространены RFID-сейфы, защищающие различные карты (кредитные, транзакционные и т.д.) от такого вредоносного перехвата.
В случае кражи персональных данных преступник может извлечь значительную выгоду за счет жертвы, в то время как жертва может понести серьезные последствия за любые противоправные действия, совершенные преступником. Более того, в предстоящие обновленные удостоверения личности, о которых уже было объявлено, будет включен второй микрочип типа NFC, с которого злоумышленник сможет считывать, записывать или стирать данные без ведома владельца.
Таким образом, если сегодня гражданин знает, что у него явно стабильная личность, то с новой электронной версией он будет жить в постоянной неопределенности относительно постоянно меняющегося содержимого своей собственной карты. Аналогичным образом, администраторы могут намеренно допустить утечку информации, или после кибер-атаки они могут попасть в руки злоумышленников, которые могут использовать их различными способами, например, для продажи или изменения, или для шантажа общественного деятеля или ничего не подозревающего мирного гражданина.
На сегодняшний день во всем мире зафиксированы сотни тысяч кибер-атак, утечек данных и фальсификаций, даже в отношении самых защищенных цифровых систем из существующих.
Характерным примером является Эстония, страна, считающаяся образцовой в области цифровых приложений. В 2017 году электронные удостоверения личности 760 000 граждан Эстонии были деактивированы после обнаружения уязвимости в их встроенном микрочипе.[6] Это фактически означало временный распад государства, и половина населения страны осталась без доступа к основным услугам и товарам. По этой причине эстонское правительство подало в суд на производителя Gemalto, требуя компенсации в размере 152 миллионов евро.[7]
Аналогичная брешь в системе безопасности появилась в 2018 году в микрочипах 60 миллионов смарт-карт, удостоверяющих личность, выпущенных в Испании, что создало хаотичную ситуацию по всей стране.[8]
Наконец, летом 2023 года в технологически развитом обществе Японии были задокументированы тысячи случаев утечки персональных данных и различных ошибок при записи, связанных с использованием электронных удостоверений личности, например, неправильная привязка медицинских карт и банковских счетов, используемых для выплаты государственных пособий. Этот инцидент вызвал широкий общественный резонанс и сильный скептицизм по поводу безопасности и надежности японской системы электронного удостоверения личности.[9]
Г. Цифровой тоталитаризм
Поскольку национальные правительства в западных обществах постоянно ограничивают свободы личности, а политкорректность, прикрываясь неопределенной прогрессивностью, узаконивает авторитарные методы и антидемократическое поведение, граждане, обладающие элементарной политической осведомленностью, борются за ближайшее будущее. Злоупотребление достижениями цифровых технологий может стать в руках деспотичной власти инструментом удушающего контроля над людьми. Неограниченные возможности для слежки, массовых манипуляций и репрессий в отношении граждан создаются огромным объемом собираемой информации, смарт-картами, удостоверяющими личность, цифровыми кошельками, а также передовыми камерами наблюдения, которые все чаще устанавливаются в крупных городах. Например, недавно было объявлено, что в Афинах будет установлено 750 новых камер «по соображениям безопасности».
Действительно, ничто из этого не является далеким или просто напоминает о «Большом брате» Джорджа Оруэлла. Даже на нашей собственной родине было много случаев, когда граждане сталкивались с авторитарным и тоталитарным поведением властей, таким как операции по слежке, скандалы с прослушиванием телефонных разговоров и среди прочего даже запреты и ограничения на проведение богослужения.
Поразительно, что Всемирный экономический форум, международная организация, находящаяся на переднем крае содействия глобализации, без колебаний признает следующее:
«В случаях, когда собираются конфиденциальные данные, существует риск маргинализации и притеснения, поскольку электронные удостоверения личности используются для облегчения идентификации, слежки и преследования отдельных лиц или групп».
(Аналитический отчет, июнь 2023 г.)[10]
Ужасным примером цифрового тоталитаризма является система строгого надзора и оценки социального статуса, которая в настоящее время действует в Китае на экспериментальной основе.[11] В крупных городских центрах страны за гражданами Китая ведется постоянное наблюдение с помощью современных камер распознавания лиц. Все их повседневные действия, зарегистрированные с помощью смарт-цифровых карт, подробно регистрируются и оцениваются в соответствии с определенными показателями, которые соответственно увеличивают или уменьшают социальные льготы.
Если гражданин соблюдает установленные государством правила, он получает оценку «хорошее поведение», получает привилегии и легкий доступ к социальным благам, таким как работа, торговля, развлечения и путешествия.
Однако если он выступает против норм, установленных властями, например, покупает алкогольные напитки или сигареты, критикует партию, ездит на автомобиле, не отвечающем экологическим требованиям, участвует в «незаконных» акциях протеста или распространяет «слухи» в Интернете, он получает низкий балл, классифицируется как плохой гражданин, его имя заносится в черные списки, а система электронного управления автоматически накладывает ограничения: на кредиты, предпринимательскую деятельность, образование его детей и многое другое.
7. Международная реакция
По всей Европе, и не только в ней, отдельные ученые, различные сообщества и группы граждан время от времени выражают серьезную обеспокоенность как по поводу обязательного характера цифровых удостоверений личности, так и по поводу отмены операций с наличными, которые, как метко заметил один немецкий экономист, «обеспечивают нам последние оставшиеся средства, обеспечивающие остатки свободы и неприкосновенности частной жизни, которыми мы все еще обладаем.[12]
В качестве примера можно привести следующее:
В феврале 2023 года тридцать девять известных организаций, ученых-экспертов и академиков, действующих в Европейском союзе, направили письмо в Европейский парламент, в котором они утверждали, что «системы цифровой идентификации вызывают серьезную обеспокоенность в отношении основных прав во всем мире», и потребовали, чтобы неприкосновенность частной жизни и все свободы личности были полностью защищены. [13]
В Соединенном Королевстве в 2011 году, перед выходом страны из ЕС, правительство Дэвида Кэмерона отменило электронные удостоверения личности, которые были введены в действие в 2006 году.[14] Это произошло после пяти лет интенсивного общественного противодействия со стороны всех слоев британского общества, политиков, ученых, экспертов, организаций, активистов и других лиц посредством различных вмешательств, петиций с тысячами подписей и публичных обращений.
Высказанные опасения касались судьбы персональных данных, создания электронных досье граждан и огромных финансовых затрат, связанных с созданием электронных удостоверений личности. Примечательно, что за эти пять лет только 15 000 британцев решили получить новые удостоверения личности.[15] После их отмены бывший заместитель премьер-министра Ник Клегг торжествующе заявил: «Это правительство отказалось от дорогостоящей и неразборчиво навязанной системы удостоверений личности и уничтожило национальный реестр удостоверений личности раз и навсегда, тем самым восстановив гражданские свободы наших граждан»[16].
В Швейцарии в 2021 году по итогам общенационального референдума 64,4% граждан проголосовали против привязки национального удостоверения личности к электронному управлению и использования его в качестве удостоверения прав, сосредоточив свои возражения на опасностях, которые представляет для личных свобод потенциальный доступ частных компаний к базам данных граждан.[17]
В июне 2023 года в связи с предстоящим внедрением цифрового кошелька, 24 общественные и научные организации, включая греческую некоммерческую организацию Homo Digitalis, специализирующуюся на цифровых технологиях, конфиденциальности и защите данных, направили письмо в Европейский Союз, в котором выразили серьезную обеспокоенность по поводу ограничения прав граждан, посягательство на частную жизнь и создание оруэлловской модели постоянной слежки.[18]
Наконец, ученые с мировым именем и ученые различных наук в ходе многочисленных выступлений выразили свое несогласие с системами электронной идентификации. Среди них Микко Хиппонен, финский эксперт по кибербезопасности, который часто повторяет в своих лекциях и статьях следующее поразительное наблюдение:
«Даже если мы доверяем правительству сегодня, мы не знаем, сможем ли мы доверять ему завтра. Каждое право, от которого мы отказываемся сегодня, нам никогда не вернуть».[19]
Следует ли в таком случае считать эксцентричными, заговорщиками или «чудаками» всех тех европейцев и других граждан, которые свободно мыслят и отказываются некритично воспринимать все, что им предлагают «для их же блага» системные центры власти?
8. Теологический подход
Выдача новых удостоверений личности – это не только административный вопрос, касающийся отношений гражданина с государством, но и вопрос духовного измерения, поскольку он влияет на религиозное сознание многих христиан, главным образом, с точки зрения следующих параметров:
A. Согласно православному учению, самоопределение (αὐτείοσσιο) является составной частью психосоматического существования человека. «Уберите самоопределение, – говорит святой Максим Исповедник, – и тогда мы не будем ни образом Божьим, ни разумной душой; тогда наша человеческая природа действительно разрушится».[20] Человеческая свобода – это Божий дар, который Бог бесконечно уважает, и человек призван ценить ее, сохранять любыми жертвами и использовать по максимуму. Церковь, как Богочеловеческое Тело Христово, является особым местом свободы, где верующий наслаждается «славной свободой детей Божьих» (Рим. 8:21).
Воспитанные на таком духовном опыте, верующие христиане, как духовенство, монашествующие, так и миряне, всегда всем сердцем участвовали в национально-освободительной борьбе нашего народа. Точно так же по любому социальному вопросу, затрагивающему свободы человека, Церковь не может хранить молчание, ибо по самой своей природе любящей Матери она охватывает все аспекты человеческой жизни и трудится для преобразования общества во Христе.
Стоит отметить, что, помимо вопросов свободы, уже упомянутых выше, таких как отмена неприкосновенности частной жизни, нарушение конфиденциальных персональных данных и цифровое хранение биометрической информации граждан, также возникает вопрос о свободе воли самого человека в результате принудительной выдачи нового удостоверения личности.
Как подчеркивалось в ранее цитированном докладе Всемирного экономического форума:
«По мере расширения системы идентификации последствия неучастия могут стать настолько серьезными, что регистрация может стать фактически неизбежной… Когда доступ к товару или услуге зависит от наличия удостоверения личности, и это удостоверение личности широко используется, люди могут быть фактически принуждены к получению этой формы идентификации, даже если никаких юридических требований для этого не существует».[21]
В свете всего этого, как может христианин равнодушно соглашаться на меры, которые столь вопиюще нарушают данный Богом дар личной свободы?
Б. Это правда, что, теряя свою свободу, человек теряет и свою ценность. Как метко заметил святой Николай Кавасила, «сказать, что я потерял свою свободу» – то же самое, что сказать «я потерял свою человечность».[22] Вот почему государство, которое оцифровывает своих граждан, обесценивает их; оно рассматривает их не как уникальные и неповторимые личности, представляющие вечную ценность, а как безличные единицы и «субъекты данных»; оно не хочет, чтобы они были свободными людьми, а как безвольные существа, которыми легко манипулировать; и оно больше не распознает их по имени, а по номеру, их личному номеру.
Такому обращению подвергались в прошлом веке миллионы наших собратьев-людей при мрачных тоталитарных режимах Европы, запертых в бесчеловечных концентрационных лагерях нацистов и большевиков.
Эта нумерация и принижение человека противоречит ортодоксальному Богословию. Человек, созданный «по образу и подобию» (Быт. 1:26) Бога, является «призванным [быть] Богом» – он был приглашен стать Богом по благодати.[23] И после воплощения Божественного Слова он действительно становится «причастником Божественного естества» (2 Пет. 1:4) в соответствии с мерой своей веры и борьбы. Нет, мы никогда не согласимся с тем, чтобы человека низводили до уровня «заклейменного быка в мировом стойле».
Более того, имя христианина обладает священностью и раскрывает его духовное происхождение. Ибо он получил это в тот день, когда через свое крещение стал сыном Божьим; и с тех пор в таинственной жизни Церкви сам Христос всегда «называет его по имени» (от Иоанна 10:3).
В. Поскольку в наши дни тайна беззакония достигает своего пика, верующие наблюдают за современными событиями с бдительностью, трезвостью и спокойствием и задаются вопросом, относятся ли они к «знамениям времени» (Мф. 16:3), ведут ли они нас к тоталитарной системе, подобной той, которая описана в Откровении, где никто не сможет ничего купить или продать, «кроме того, у кого есть начертание, имя зверя или число имени его» (Откр. 13:17) …
Верующие люди нашей родины также проникнуты тем, что их любимый святой, преподобный Паисий Афонский, изложил в своей собственноручной записке, которую он составил:
«…Итак, за безопасной компьютерной системой идеальной «карточки сервисного обслуживания» скрывается глобальная диктатура, рабство Антихриста… Таким образом, после получения карточки и удостоверения личности, «конверта», чтобы хитроумно запечатать его, они будут продолжать говорить по телевидению, что кто-то взял карточку и снял деньги в банке. С другой стороны, они будут рекламировать «совершенную систему» – печать на руке или лбу лазерными лучами, которая не будет видна снаружи, с цифрой 666, именем Антихриста».
Если внимательно изучить вышеприведенные тексты, если принять во внимание ужасающую силу репрессий, которую электронная идентификация личности может обеспечить завтрашнему глобальному авторитарному правителю, если также подумать о том, насколько легко в будущем ввести печально известное число Апокалипсиса в микрочип удостоверений личности, и если, наконец, начинается массовое вживление идентификационных микрочипов людям (это уже началось за рубежом несколько лет назад, например, сотрудникам различных компаний и т.д.), и тогда человек понимает, что мы уже находимся в новом периоде, предшествующем приходу Антихриста.
Антихрист, когда Всемогущий Господь допустит его приход на землю, будет основывать свою разрушительную работу на двух уже развивающихся реальностях во всем мире:
а) на полной моральной испорченности людей и
б) на существовании тоталитарной системы, подобной той, к которой, похоже, ведет нас глобальное цифровое правительство.
Вот почему верующий испытывает «хорошее беспокойство» и стоит с особой осторожностью перед лицом получения новой идентичности.
9. Реакция достопочтенных иерархов
С самого начала разворачивающейся истории электронных удостоверений личности Священный Синод Элладской Церкви неоднократно и с кристальной ясностью выражал свои сомнения в духе исповеди и мужества.
В 1993 году в нем подчеркивалось, что «…существует потенциальная ужасная угроза индивидуальным свободам граждан…» (Коммюнике Постоянного Священного Синода под председательством покойного архиепископа Афинского Серафима).
В 1997 году он обратился «с призывом к правительству…позаботиться о максимально возможной защите личности от электронной обработки персональных данных».
В 1998 году в нем «была провозглашена и поддержана необходимость обеспечения защиты личности, частной и семейной жизни, а также тайны общения».
В 2000 году на грандиозном народном собрании в Афинах, посвященном выдаче удостоверений личности, покойный архиепископ Афинский Христодулос, окруженный почти всеми членами Иерархии, решительно заявил: «Церковь заботится не только о том, чтобы в новых удостоверениях личности указывалось вероисповедание. Это также касается электронной регистрации, это касается номера 666 и это касается EKAM (тогдашнего персонального идентификационного номера); поскольку все это ограничивает свободу личности и представляет собой грубое нарушение прав личности».
Наконец, в 2010 году в соответствующем коммюнике Постоянного Священного Синода (под председательством Блаженнейшего архиепископа Афинского Иеронима) было подчеркнуто, что: «Церковь обязана защищать свободу личности и целостность веры.
Следовательно:
а) «Карточка гражданина» никоим образом, ни явно, ни невидимо, не должна содержать номер 666;
б) Аналогично, ни при каких обстоятельствах это не должно нарушать личные свободы».
Верный народ Божий теперь ожидает окончательной позиции Святой Иерархии, которая, как уже было объявлено, рассмотрит вопрос об удостоверениях личности на предстоящем внеочередном синодальном собрании. Верующие встревожены и в то же время полны надежд, они жаждут снова услышать от своих духовных пастырей, как и в предыдущие десятилетия, святоотеческое, ясное и руководящее слово.
10. Эпилог
Современные достижения в области цифровых технологий раскрывают как величие человека, так и его трагедию, ибо, когда он становится независимым и отчужденным от Бога, он злоупотребляет этими дарами, используя их не для своего блага, а для собственного разрушения.
Мы знаем, что сегодня международная политическая арена формируется глобальными рынками в ущерб интересам народов. И мы также знаем, что эти рынки основаны не на этических ценностях или принципах, а только на экономических интересах или иных устремлениях. Вот почему немало граждан справедливо обеспокоены тем, что огромная мощь цифровой информации в будущем будет использована для ограничения их личных свобод, удушения их частной жизни и постепенного установления глобальной тоталитарной системы. Такая тираническая система однажды будет использована в качестве структуры ожидаемым (согласно пророчеству Апокалипсиса) Антихристом для установления своего глобального господства.
Поскольку свобода является высшим и не подлежащим обсуждению благом, поскольку демократические ценности составляют фундаментальные элементы здорового общества, и поскольку, наконец, мы не желаем даже в малейшей степени содействовать установлению какой-либо тиранической власти, мы заявляем, как смиренные монахи Святой Церкви Христовой и как свободные граждане Греции, что мы не согласны и выступаем против обязательного характера электронного удостоверения личности/карточки и личного номера и просим сделать их получение необязательным. Мы также не согласны с системной отменой наличных денег и продолжающимся объединением баз данных, касающихся персональных данных граждан Греции. Все эти взаимосвязанные аспекты – отмена наличных денег, консолидированные базы данных, личные номера, электронные удостоверения личности/карты – неизбежно приводят к полному контролю за экономической и социальной деятельностью граждан.
Государство, оставаясь верным принципам демократии и верховенства закона и уважая свободу всех граждан без исключения, должно всегда поддерживать альтернативные средства идентификации и доступа к услугам или товарам. В любом случае это также должно эффективно защищать их от злоупотребления цифровой информацией, действительно, гарантируя их неприкосновенность частной жизни и все их личные права и свободы.
С этой точки зрения мы надеемся, что правительство Греции учтет наши законные опасения, выраженные в этом тексте, прислушается к нам и не будет ограничивать наши конституционно гарантированные свободы предстоящим президентским указом о личном номере. Напротив, мы хотели бы верить, что в духе демократии он внесет необходимые юридические и технические коррективы, с тем чтобы наши хорошо задокументированные позиции могли быть соблюдены. Однако, в том прискорбном случае, если наши позиции будут проигнорированы в указе, который будет издан, мы с прискорбием заявляем, что будем вынуждены вернуться с новой декларацией, в которой изложим нашу дальнейшую позицию, позицию, основанную на правах, гарантированных Конституцией нашей родины каждому гражданину Греции.
Наконец, мы рекомендуем нашим верным братьям, которые борются в этом мире, не спешить с получением новых удостоверений личности и личных номеров, а использовать все имеющиеся временные рамки. В то же время позвольте им протестовать всеми подходящими и законными способами, скоординированными движениями и вмешательствами, чтобы получениеновых удостоверений личности стало необязательным. Кроме того, что касается подтверждения их личности, они должны использовать обычные средства идентификации, избегая соответствующих цифровых (например, интеллектуальных приложений, таких как мобильного приложения Кошелёк), зная, что также применяются следующие условия: 1) В соответствии с положениями Закона 3731/2008 (статья 25), службы с целью выполнения административных процедур, обязаны принимать в качестве средства идентификации также паспорт или водительское удостоверение. 2) Согласно решению Государственного совета (1602/2021, раздел 4), даже если с момента выдачи старого удостоверения личности прошло 15 лет, оно считается действительным документом и компетентные службы должны принять его, если только нет разумных сомнений в его подлинности.
Несомненно, мы живем в апокалиптические времена. Поэтому давайте не будем успокаиваться. Давайте проникнемся «хорошим беспокойством» по поводу происходящего вокруг нас. За обещанными удобствами современного цифрового общества скрываются оковы нелиберальной системы. Есть ли какая-то польза, способная уравновесить потерю свободы, за которую на нашей благословенной родине были пролиты реки крови?
Наша эпоха требует, чтобы мы проживали свою христианскую идентичность динамично и подлинно, с духовным пробуждением, покаянием и молитвой, чтобы мы могли обрести «разум Христа», чтобы мы могли распознавать знамения времен и то, как нам следует действовать. Давайте культивировать мученический и аскетический дух нашей Церкви. Давайте научимся пользоваться электронными средствами массовой информации сдержанно, благоразумно и разборчиво.
И, наконец, давайте будем готовы пожертвовать, когда это необходимо, не только удобствами цифрового мира, но и нашими собственными жизнями, чтобы исповедать нашу верность Триединому Богу.
Жизнь всего мира и каждого отдельного человека находится в руках Божьих. Тот, кто ежедневно заботится о небесных птицах и полевых лилиях, продолжает нежно защищать всех Своих детей Своим благосклонным провидением. Он, несомненно, даже в этих нынешних обстоятельствах и в каждом грядущем испытании «не допустит, чтобы мы были искушаемы сверх наших сил, но вместе с искушением укажет и путь спасения, чтобы мы могли перенести его» (1 Кор. 10:13).
[1] Βλ.: α) ΚΥΑ ὑπ᾽ ἀριθμ. 8200/0-297647/2018-ΦΕΚ 1476/Β/27-4-2018, στήν ὁποία ἀναφέρεται: “Στό ἐνσωματωμένο ἠλεκτρονικό μέσο ἀποθήκευσης, ἀποθηκεύονται…καί τά στοιχεῖα πού ἀπαιτοῦνται γιά τίς Ὑπηρεσίες Ἠλεκτρονικῆς Διακυβέρνησης” (ἄρθρ. 3, παράγρ. 4). Ἡ ΚΥΑ αὐτή τροποποιήθηκε ἀπό τήν ΚΥΑ ὑπ᾽ ἀριθμ. 8200/0109568/17-2-2023, στήν ὁποία ἡ ὡς ἄνω παράγραφος ἀντικαταστάθηκε ὡς ἑξῆς: “Στό ὡς ἄνω ἠλεκτρονικό μέσο θά δύναται νά ἀποθηκευτοῦν τά στοιχεῖα πού ἀπαιτοῦνται γιά τίς Ὑπηρεσίες Ἠλεκτρονικῆς Διακυβέρνησης, ἐάν ἀποφασισθεῖ νά συμπεριληφθοῦν στό ἐν λόγω μέσο” (ἄρθρ. 1, παράγρ. 4).
β) https://www.tanea.gr/2019/11/22/greece/nees-taytotites-ola-ta-stoixeia-mazi-enas-arithmos-kai-enayper-tsip/amp/
[2] https://commission.europa.eu/strategy-and-policy/policies/justice-and-fundamental-rights/eucitizenship/movement-and-residence_el
[3] https://en.m.wikipedia.org/wiki/Identity_document
[4] Ibid.
[5] https://www.naftemporiki.gr/politics/1509080/k-mitsotakis-oi-nees-taytotites-den-echoyn-oyte-tsipakia-oytekameres-na-mi-ginontai-oi-polites-thymata-empaigmoy/
[6] https://el.globalvoices.org/2017/12/44547/amp
[7] https://www.reuters.com/article/estonia-gemalto/estonia-sues-gemalto-for-152-mln-euros-over-id-card-flawsidUSL8N1WD5JZ
[8] https://www.aftodioikisi.gr/diethni/asfalia-ilektronikon-taftotiton-chaos-stin-ispania-ta-elattomata-tou-tsip/
[9] https://english.kyodonews.net/news/2023/08/c71f87aebf48-japan-pm-calls-for-review-of-all-my-number-carddata-by-end-of-nov.html
[10] https://www3.weforum.org/docs/WEF_Reimagining_Digital_ID_2023.pdf
[11] https://www.youtube.com/watch?v=5u4qN5lYXrM
[12] Norbert Häring, Η κατάργηση των μετρητών και οι συνέπειές της—οδεύοντας προς τον ολοκληρωτικό έλεγχο, Αθήνα 2016, εκδ. Λιβάνη.
[13] https://www.902.gr/eidisi/arthra/340446/me-aformi-tis-nees-taytotites-apoprosanatolismos-kai-klimakosi-tiskatastolis
[14] https://en.wikipedia.org/wiki/Identity_Cards_Act_2006
[15] Ibid.
[16] https://www.gov.uk/government/news/national-identity-register-destroyed-as-government-consigns-id-cardscheme-to-history
[17] https://archive.ph/6mQtH https://archive.ph/2023.09.09-104312/https://www.linkedin.com/pulse/after-switzerland-votes-against-its-digitalidentity-scheme-richards/
[18] https://docs.reclaimthenet.org/cso-eidas-open_letter_2023.pdf
[19] https://www.npr.org/transcripts/265386281
[20] St. Maximus the Confessor, Commentary on St. Dionysius the Areopagite, VI, ΧΧΧΙΙΙ, PG 4, 306A.
[21] https://www3.weforum.org/docs/WEF_Reimagining_Digital_ID_2023.pdf
[22] Saint Nicholas Kavasilas,On the Life in Christ, Homily V, PG 150, 638C.
[23] Saint Gregory the Theologian, Letter to Basil the Great, PG 36, 560.
