ВЛАХЕРНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ КТО ПРЯЧЕТ ЧУДОТВОРНУЮ ИКОНУ ОТ РУССКИХ ЛЮДЕЙ?
По преданию, Влахернская икона Божией Матери была написана апостолом-евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы и послана в дар правителю Антиохии. Икона изначально И хранилась на родине евангелиста в Антиохии, а затем была перенесена в Иерусалим. Императрица Евдокия привезла её в 439 году из Иерусалима в Константинополь вместе с другими христианскими реликвиями. Переданная в дар Пульхерии, сестре императора Феодосия II, икона была помещена в церкви Богородицы во Влахернах. От имени храма икона получила своё настоящее название.
Икона исполнена рельефно из воскомастик и предположительно содержит в своём составе растёртые мощи мучеников за веру.
Икона представляет собою рельефное погрудное изображение Богородицы. На Её левой руке высоко сидящий Младенец, одной рукой двуперстно благословляющий, в другой держащий свёрнутый свиток.
«Она не нарисована красками, но как будто телесная или изображенная мастикой, ибо части Её тела сильно выступают с поверхности доски, к большому удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх» — так считали верующие.
Необычная техника чудотворного образа дает определенный эффект эмоционального воздействия. Как писал Павел Алеппский, известный путешественник и хронист, посетивший Москву в начале 1655 года: «Икона сия не нарисована красками, но как будто телесная или изображенная мастикой, ибо части ее тела сильно выступают с поверхности доски, к большому удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх… Она как будто воплощенная».
Влахернская икона считалась покровительницей города Константинополя и византийских императоров. В 626 году во время осады города персами, аварами и славянами патриарх Сергий обошёл с ней стены Константинополя, и, по сообщению Пасхальной хроники, враги отступили, заявив, что видели на стене Богородицу. С этого момента возникла традиция ежегодно в Великий пост переносить эту икону из Влахерн в императорский дворец, где она находилась до понедельника Светлой седмицы. В период иконоборчества икону прятали в монастыре Пантократора. Там же её укрывали в период захвата Константинополя крестоносцами.
После падения Константинополя в 145З году Влахернская икона была перенесена на Афон, а потом в октябре 1654 года прислана в Москву в дар царю Алексею Михайловичу.
Павел Алеппский пишет о той иконе, которая была прислана в Москву, следующее:
«Когда мы там были в Константинополе, явилась в подворье Воскресения одна вдова и подарила настоятелю икону Владычицы, известную под именем Влахернской. Это та самая икона, которую некогда патриарх обносил кругом стен города, при чём она обратила в позорное бегство напавших на него врагов. Женщина рассказала, что нашла её в стене своего дома с горящей перед нею лампадой… Наш владыка патриарх употреблял все старания, предлагая много червонцев, чтобы получить её от упомянутого настоятеля, но напрасно. Впоследствии игумен послал её с одним купцом царю московскому, который принял её наилучшим образом… Царь взамен её послал тому игумену 800 динаров, кроме того, что дал человеку, который её доставил.
Икона участвовала в крестном ходе на Покров к Покровскому собору на рву;
на Богоявление во главе шествия на иордань несли Влахернскую икону, а во время водосвятия возлагали на аналое вместе с иконой Московских святителей
На праздник Собора трёх святителей икону помещали рядом с мощами Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова
Икону выносили на водоосвящении 1 августа в день Происхождения честных древ Животворящего Креста
В день празднования новолетия (1 сентября) икона за богослужением ставилась на аналое вместе с Владимирской иконой.
Икона участвовала в «шествии на осляти» — крестном ходе в праздник Входа Господня в Иерусалим, устраивавшемся в Москве в XVI—XVII веках.
Преподнесённая в дар древняя византийская святыня два с лишним столетия находилась в Успенском соборе Кремля.
В 1918 году икону из закрытого для моления собора удалось перенести в Крестовоздвиженскую церковь на Воздвиженке. После разрушения этого храма в 1931 году чудотворный образ был изъят в Кремль для включения в собрание Государственных музеев Московского Кремля. В составе этого собрания православная святыня состоит до сих пор.
Известно, что одновременно с этой святыней в Москву была привезена ещё одна Влахернская икона Пресвятой Богородицы. В настоящее время она находится в Третьяковской галерее.
НО ГДЕ СЕЙЧАС ЭТИ ИКОНЫ? В МУЗЕЕ КРЕМЛЯ И ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ ОНИ НИГДЕ НЕ ВЫСТАВЛЕНЫ. ЦЕЛЫ ЛИ ОНИ, НЕ ПРОИЗОШЛО ЛИ ПОДМЕНЫ? И ПОЧЕМУ СТОЛЬ ДОРОГАЯ РУССКИМ ЛЮДЯМ СВЯТЫНЯ ХРАНИТСЯ СОКРЫТОЙ ОТ НИХ, ГДЕ-ТО В КАКИХ-ТО ЗАПАСНИКАХ И ПОДВАЛАХ? А МОЖЕТ БЫТЬ, УЖЕ В ЧЬЕЙ-ТО ЧАСТНОЙ КОЛЛЕКЦИИ?